Вдали от берега: зачем торговым суднам Казахстана спутниковая связь?
Казахстан, который считают преимущественно континентальным, не скрывает амбиций стать ведущей морской державой в Каспийском регионе. В 2017, согласно Energy.prom, транспортно-логистический комплекс обеспечил 7,8% ВВП страны. Не смотря на то, что на морской и прибрежный транспорт приходится только 1,1% доходов, а около 85% прибыли в отрасли приносят железнодорожные грузоперевозки, судоходство в Казахстане активно развивается и становится важной составляющей экономики. Для этого власти укрепляют торговый флот и инвестируют в инфраструктуру. За последние 10 лет портовые мощности страны на Каспии увеличились до 26 млн тонн, из них до 19,5 млн тонн – пропускная способность Актау, крупнейшего каспийского порта международного значения.
Развитие нефтедобычи на Каспийском шельфе и расширение рынка в западном и южном направлениях открывают возможности не только для государственных, но и частных судоходных компаний. Построить конкурентоспособный торговый флот, обеспечить его вспомогательными судами (буксирами, ледоколами, плавбазами, другими суднами) – приоритет для игроков судоходного рынка в Казахстане.
Андрей Корнев, директор крупного транспортного оператора Казахстана CASPIY AK JHELKEN LLP, делится мнением о перспективах, которые судоходный рынок открывает перед казахскими компаниями:
«Через Каспий Казахстан выходит на рынки с общим населением около полутора миллиарда человек. Наше географическое положение позволяет стать стратегически важным транспортным узлом в Каспийском регионе, предоставлять услуги на коротких евро-азиатских маршрутах. Они считаются одними из наиболее экономически выгодных для стран, которые имеют ограниченный доступ к океанским коммуникациям, но хотят торговать с Европой».
Возможности для бизнеса, по мнению Андрея Корнева, связаны со многими вызовами. Чтобы оставаться конкурентоспособными в Каспийском регионе, транспортные операторы должны наладить логистику, процессы выполнения операционных задач, обеспечить безопасность суден и команды. Многие из этих потребностей поставщиков транспортных услуг обеспечивает качественная спутниковая связь.
Как она помогает наладить работу на судне и его коммуникацию с берегом объясняет Набиль Бен Суссия, управляющий директор компании IEC Telecom на Ближнем Востоке и в Казахстане:
«Спутниковые решения – это возможность всегда оставаться на связи в открытом море,» – отмечает Набиль Бен Суссия. «IEC Telecom предлагает полный спектр морских услуг и решений для самых разных бизнес-моделей, потребностей и бюджетов. Теперь судовладельцы могут контролировать расходы на спутниковую связь благодаря мониторингу 24/7 и постоянному обновлению информации. Наши решения помогают экипажу поддерживать продуктивную работу оставаться на связи с родными».
Спутниковые терминалы Inmarsat FleetBrodband, Thuraya Orion IP и Iridium Pilot помогают клиентам оптимизировать работу сервисов голосовой связи и IP-передачи данных. Благодаря этому, команды торговых и вспомогательных суден получают бесперебойный доступ к навигационным картам и метеорологическим данным. Кроме того, офис на суше может проводить онлайн-консультации и обеспечивать техническую поддержку судна в море.
Спутниковая связь в море создает условия для безопасности кораблей – у команды есть возможность автоматически отправлять данные о своем местоположении, отслеживать возможные технические сбои и, в случае необходимости, подавать сигнал SOS на ближайшее спасательное судно. Спутниковые решения важны и для эмоционального состояния экипажа. Во время длительного рейса команда всегда остается на связи с родными и близкими.
Развитие судоходства – это возможность для казахского бизнеса наращивать экономический потенциал, создавать новые рабочие места, диверсифицировать рынки сбыта и увеличивать транзитный грузопоток. В то же время выполнение операционных задач и безопасность суден в море зависят от технического оснащения танкеров и сухогрузов. Именно обеспечение суден спутниковыми решениями, по мнению ведущих игроков рынка, поможет казахской транспортной системе соответствовать международным стандартам и органически интегрироваться в мировую транспортную систему.